Неизменным спутником жизни для меня всегда был и по сей день остаётся настоящий и верный друг – оптимизм. И в кризисной ситуации он меня поддерживал, и в моменты успеха мы вместе радовались моим достижениям. С самого раннего детства я достаточно плохо видела. В дошкольном возрасте чуть лучше, а уже со школы и по настоящее время у меня небольшой остаток зрения, но требуется сопровождение, особенно в незнакомой обстановке. Достигнув сознательного возраста, я поняла, что не похожа на окружающих меня детей, что я по-другому воспринимаю мир и больше привязана к родителям. Больше, чем даже моя младшая сестра.
Я была почти незрячим ребёнком и везде ходила с мамой за руку. Несмотря на это, безумно хотелось сломя голову побежать за сверстниками, залезть с ними на крышу, поиграть с ними в классики, попрыгать на скакалке, полазать по всяким сооружениям. Пронестись по набережной Ялты, как моя сестра и все дети, когда наша семья приезжала на море. Надо отдать должное моим родителям: в нашей семье никогда не звучали определения «инвалид» или «больной ребёнок», наоборот, поддерживался самый активный образ жизни. Мы ходили в походы, поднимались в горы, всегда путешествовали. Меня ставили на лыжи, и я освоила лыжню, хотя и ехала медленнее остальных. Признаюсь, довольно быстро подружилась с велосипедом и без проблем его оседлала. Не расставалась с ним, пока позволяли зрительные возможности, падала, разбивала колени, зарабатывала ссадины на ладонях, вставала и вновь гоняла на нём по двору.
Пришло время покорять школу. Мы с ней довольно быстро подружились, и у нас сложились непринужденные отношения. Я всё реже обращалась за помощью к родителям, стараясь самостоятельно осваивать новые задачи. Школу я закончила с золотой медалью и достаточно быстро определилась, в каком направлении двигаться дальше. Видя свою миссию в оказании помощи людям, находящимся в трудной, кризисной ситуации и определении конструктивных решений назревших проблем, я выбрала профессию психолога, которая потом позволила мне раскрыть свой потенциал и стать самодостаточной личностью.
И институт успешно был закончен с красным дипломом. Обучение в высшем учебном заведении стало для меня первым инклюзивным опытом. Нельзя сказать, что он был чрезмерно позитивным или крайне негативным. Приходилось отстаивать свои позиции, порой принимая в свой адрес агрессию, непонимание, сталкиваясь с безразличием однокурсников. Тем не менее, ещё при сдаче вступительных экзаменов у меня появились доброжелатели и даже друзья, вместе с которыми я прошла этот интереснейший жизненный этап. С преподавателями тоже пришлось выстраивать конструктивные отношения, объясняя им свои особенности и изыскивая совместно с ними пути решения той или иной учебной задачи. Были моменты, когда совсем опускались руки и пропадала надежда, но мой друг-оптимизм возвращал мне силы и веру, не давая сложить руки и погрузиться в уныние. Сегодня я благодарна и преподавателям, и однокурсникам за этот уникальный инклюзивный опыт, взрастивший во мне сильную, несдающуюся личность.
После успешного окончания вуза, мои родители, а в частности мама, настояла, на поступлении в аспирантуру. Без меня меня женили. Мои сопротивления были отвергнуты, и ничего не оставалось, кроме как подняться на очередную ступень и встретить новые жизненные испытания. По результатам, мною была успешно защищена диссертация, и я стала молодым кандидатом психологических наук. Казалось, что впереди счастливое будущее, но это были лишь мечты. Прежде, чем меня пригласили работать в высшее учебное заведение, пришлось окунуться в атмосферу антиинклюзивного трудового коллектива, сотрудниками которого преимущественно были врачи. В том коллективе всячески подавлялся как мой профессиональный, так и личностный рост.
Но вот, улыбнулось счастье, и мне выпала возможность попробовать себя в качестве преподавателя и встать на рельсы компетентного специалиста. С этого момента начался мой путь к карьере и поиски себя как психолога. Состояться преподавателем мне помог толерантный коллектив сотрудников, который и меня поддерживал, и я, в свою очередь, информировала своих коллег, как целесообразно и этично оказать помощь человеку с нарушением зрения, в случае необходимости или при его обращении. Был такой замечательный симбиоз. Мы учились друг у друга. Также у меня учились мои студенты, слушатели повышения квалификации и т.д. Все они прошли школу грамотного, корректного, этичного взаимодействия с человеком, имеющим совсем незначительный остаток зрения. Студенты были моей палочкой-выручалочкой: подсказывали ту или иную визуальную информацию, озвучивали демонстрируемые мною презентации, помогали заполнять документы и организовывать интерактивные формы работы.
На сегодняшний день я уже состоявшийся специалист, ощущающий рассвет своей карьеры, востребованный в различных областях образования, повышения квалификации и подготовки специалистов. Имею 70 научных публикаций, среди которых статьи в журналах ВАК и в журналах с наукометрическим индексом РИНЦ, Четыре учебно-методических пособия. Я тренер с удостоверением, провожу психологические тренинги. Пишу статьи, которые публикуются в интернете, веду свою колонку. Также мною подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие, раскрывающее, как вести инклюзивный психологический тренинг. Этому послужил мой личный опыт прохождения методического тренинга по подготовке ведущих тренинговых групп (курсы повышения квалификации), где я не ощущала себя полноправным участником группы. Именно равноправие и равноценность абсолютно всех без исключения участников группы является одним из ключевых правил тренинговой работы.
Под моим руководством пишутся дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, осуществляются проекты. Я консультирую и оказываю помощь семьям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения. Меня интересуют вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможности и ресурсы инновационной технологии тифлокомментирования; инклюзивное образование; доступная среда для маломобильных групп населения.
Путь к успеху был чрезвычайно тернист. Но какой успех без трудностей и барьеров? Фундаментом моего успеха является семья, заложившая основу и вдохнувшая в меня силы и целеустремленность. А дальше дело было за мной. Как писал известный гуманистический психолог Карл Роджерс : «Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет». Какие-то цели в моей жизни достигнуты, но есть и такие, которые ещё предстоит достичь. Нет предела совершенству